Постотчет. Пленарное заседание «Ритейл. Вызовы цифровой трансформации»

Пленарное заседание Retail TECH 2021 стало одним из ключевых событий Форума и прошло при полном кворуме. В его рамках руководители розничных компаний обсудили макро-сценарии цифровой трансформации и поделились своими гипотезами о будущем индустрии. На секции также обсуждались насущные проблемы ритейла разного формата и те изменения, которые компании предлагают рынку в рамках существующих бизнес-моделей.

Спикеры секции обсудили набор внешних вызовов, в числе которых — ужесточение глобальной и локальной конкуренции, изменение бизнес-процессов на фоне пандемии COVID 2019, объединения и поглощения игроков рынка, стимулирующее к цифровизации государственное регулирование и многое другое.

Как компании преодолевают вызовы, что становится драйвером роста, а что — фактором торможения – рассуждали:
• Александр Шишкин, Генеральный директор ГК «АСНА»,
• Илья Кретов, Генеральный директор на глобальных развивающихся рынках eBay,
• Олег Пономарев, Председатель Совета директоров SPAR Калининград,
• Даниил Федоров, Chief operating officer Ozon,
• Евгений Давыдович, Президент компании «Связной»,
• Алексей Бобров, руководитель Департамента развития сбытовой платформы дирекции региональных продаж Газпром нефть,
• Александр Низник, Генеральный директор Novardis.

Несколько основных выводов секции:
— Ужесточается конкуренция в онлайн пространстве. Сейчас в нем оперируют и традиционно офлайновые игроки, и маркетплейсы с «бесконечной полкой», и нишевые e-commerce компании, и бренды с собственной интернет-витриной. Битва за трафик и лояльность покупателя становится все сложнее и дороже, также как ИТ решения и сервисы. Предложение по неуникальному товару уходит в маркетплейсы. Традиционный e-commerce должен также меняться, как и офлайн игроки, чтобы выжить в новом онлайн. Тем не менее, офлайн все еще интересен покупателю.

— Потребитель становится все более цифровым и все более оцифрованным. Акцент на онлайн взаимодействии меняет логистику, категорийный менеджмент и другие процессы в компаниях. Технологии позволили потребителю занять главенствующее положение, в котором он может требовать к себе индивидуального подхода, вне зависимости от каналов взаимодействия. Компании вкладывают гораздо больше средств и сил в улучшение бесшовного клиентского опыта в режиме 24/7. Поэтому главенствующий тренд — на бесшовную персонализированную коммуникацию.

— Пандемия несет долговременные последствия для отрасли в части выработки новых технологических стандартов. За несколько месяцев российский рынок стал свидетелем технологического прорыва, на достижение которого в обычное время ушли бы годы. Бизнесу понравились новые скорости освоения инноваций, и в будущем для получения конкурентных преимуществ потребуются новые смелые решения.

И самое главное – мы вступили в эру экосистем.
2020 ознаменовался новым витком активности экосистем, создания новых альянсов, поглощений и совместных предприятий. Началась гонка экосистем и война за контроль цифровой жизни потребителей. В дальнейшем, суперплатформы будут сражаться за сохранение пользователей на своей территории, совершая стратегически важные атаки на периферии других игроков.
Чем станет эта битва? Многие спикеры Пленарного заседания считают, что борьба ведется на истощение, а выживут 2-3 сильнейших экосистемы.

В этой ситуации, спасение для отдельно взятой компании-ритейлера кроется в одном из сценариев:
— Быть поглощенным или примкнуть к сильному действующему игроку, потеряв идентичность.
— Присоединиться к альянсу, создавая партнерство на договорной основе).
— Выступить самостоятельным участником войны экосистем, создавая свою собственную экосистему.

Завершилась секция ответами на вопросы зрителей: что будет с ритейлом через 10 лет? Он по-прежнему будет ориентирован на потребителя или сам будет формировать потребительские группы?
Оргкомитет Форума благодарит всех спикеров секции за интересную содержательную дискуссию!

Отдельная благодарность – модератору секции — Дмитрию Владимировичу Зауэрсу, Заместителю Председателя правления Газпромбанка.

Фотоотчет секции: здесь
Видеоотчет секции в скором времени будет размещен на нашем YouTube канале.
Следите за новостями на нашей странице в Facebook и нашими рассылками (подписка внизу на главной странице)!

Назад к новостям »