Объединяя усилия: на Russian Retail Show 2024 обсудили способы борьбы с контрафактом в e-com

По разным оценкам, в России до 30% контрафактной продукции реализуется через e-com. С таким заявлением выступила заместитель директора Центра экономики монополий и анализа регуляторных требований Фонда «Центр стратегических разработок» Елена Ковалева во время сессии «Антиконтрафакт в e-com», организованной совместно с Ассоциацией «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР). Дискуссия прошла в ходе крупнейшего в стране форума о трансформации розничной торговли Russian Retail Show 2024.

Участники панельной дискуссии подвели промежуточные итоги работы нового инструмента рынка — добросовестных практик по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами . Его главная задача — борьба с контрафактной продукцией в e-com.

Вопрос нелегальной реализации товаров много лет стоит остро как перед государством, правообладателями и ритейлом, так и перед потребителями. В последнее время проблема стала особенно актуальна и для онлайн-площадок.

Полтора года назад Ассоциация «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР), представители маркетплейсов и правообладателей при участии ФАС России приняли решение объединить усилия в борьбе с контрафактом. Совместно участники разработали документ, в котором был описан механизм добросовестных практик. Практики были представлены общественности в июле 2023 года. На сессии «Антиконтрафакт в e-com» были подведены промежуточные итоги действия нового инструмента рынка и намечены планы по его дальнейшему развитию.

«Добросовестные практики — это важный инструмент, который устанавливает порядок взаимодействия маркетплейсов, продавцов и правообладателей. Только за первые месяцы его работы по жалобам правообладателей удалось заблокировать порядка 4 миллионов карточек на маркетплейсах. Мы понимаем, что борьба с контрафактом — долгий и сложный процесс, который помимо прочего требует изменений в законодательстве. Однако решение проблемы невозможно также без объединения усилий участников рынка и заинтересованных сторон. Вместе мы сможем препятствовать распространению неоригинального товара на онлайн-площадках», — отметила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.

Представители крупного бизнеса в сфере потребительского рынка подтвердили, что нелегальная продукция — давняя проблема всего ритейла как на площадках электронной торговли, так и в сегменте традиционной розницы.

«Борьба с контрафактом не замкнута только на онлайне или офлайне, поскольку это взаимосвязанный процесс. В первую очередь, его успешность зависит от активности правообладателей. Например, мы в «Юнилевер Русь» регулярно мониторим онлайн-площадки на наличие контрафактной продукции наших брендов, потому что понимаем, что такие товары могут быть опасны для покупателей. Мы благодарны нашим потребителям, которые оставляют отзывы и фотографии на страницах недобросовестных продавцов — для нас это один из важных индикаторов. В этой работе нам не обойтись без маркетплейсов — они могут помочь своевременно реагировать на претензии правообладателей и «заземлять» нелегальных продавцов. В частности, онлайн-площадки обладают данными о местонахождении складских помещений с контрафактом, что позволит обнаружить их в офлайне», — отметила руководитель направления по защите товарных знаков компании «Юнилевер Русь» Анна Сидорова.

Маркетплейсы уже внедряют собственные инструменты для борьбы с контрафактом, заявила заместитель директора по взаимодействию с государственными органами, представитель Яндекса Татьяна Чибезова. Для маркетплейса компании таким инструментом стала модель машинного обучения (ML), которая автоматически оценивает товары по нескольким показателям. В случае подозрений на контрафакт система направляет запрос в службу контроля качества для дополнительной проверки.

«Один из самых частых вопросов правообладателей связан со скоростью обработки жалоб на контрафактную продукцию. Мы пошли навстречу и в конце прошлого года сократили срок рассмотрения таких заявок с 30 до 10 дней. Мы также занимаемся стандартизацией процесса подачи заявлений при обнаружении контрафактной продукции в ходе контрольной закупки. Это небыстрый процесс, так как нам важно не только учесть пожелания правообладателей, но и обезопасить добросовестных продавцов от необоснованной блокировки карточек товаров. Надеемся, что уже скоро этот документ станет приложением к добросовестным практикам и поможет развивать их дальше», — отметила заместитель директора по развитию отношений с органами государственной власти Wildberries Алина Нуртдинова.

В завершение сессии участники наметили планы по совместному взаимодействию в вопросах борьбы с контрафактом на маркетплейсах. В первую очередь, оно касается развития добросовестных практик. Кроме этого, ОКЮР и участники рынка продолжат собирать и анализировать успешные примеры взаимодействия продавцов и покупателей с маркетплейсами в борьбе с контрафактом. В будущем эти кейсы войдут в «Белую книгу» и помогут правообладателям защищать свои интересы. Также стороны обсуждают создание единого «черного списка» продавцов, который позволит сократить количество нелегальных товаров в e-com.

Назад к новостям »