Alibaba vs Tencent: дуополия на рынке доставки продуктов в Китае

В эпоху цифровых технологий, когда китайцы одним кликом на нужной площадке в интернете могут купить как пентхаус в Шанхае, так и хот-дог в соседнем киоске, мобильные приложения с доставкой товаров и продуктов питания перешли в статус must have в телефоне у каждого жителя Поднебесной. 99% онлайн-покупок приходится на них.

Рынок доставки продуктов питания в Китае является дуополией, в которой доминируют китайские технологические гиганты – Alibaba и Tencent, владеющие Ele.me и Meituan соответственно. При этом, так как обе материнские компании являются крупными платформами, они отчаянно конкурируют за индустрию и стремятся получить новых пользователей, которые потенциально могут быть перенаправлены и на другие сервисы. Во многом благодаря этой конкуренции, на долю Ele.me и Meituan приходится более 90% рынка доставки!

Из-за чего сложилась дуополия? Разные игроки, в данном случае – Alibaba и Tencent – в разное время владели разными ресурсами и внедряли различные технологии, но с течением времени их мощности и позиции на рынке сравнялись и привели к жесткой конкуренции между двумя гигантами.

Попытаемся разобраться подробнее.

Meituan – крупнейшая служба доставки еды в Китае, образованная в 2015 году путем слияния конкурирующих Meituan и Dianping. Кроме доставки еды компания оказывает услуги бронирования, доставки цветов, товаров из магазинов и других услуг.

Показатели компании поражают: конечно, основной рост ее случился в пандемийный 2021 год, когда выручка выросла на 56% год к году – до 179,12 млрд юаней. Количество пользователей, совершивших хоть одну транзакцию за год, уже тогда выросло на 35,2% – до 690 миллионов человек. И самое интересное: количество доставок еды за год составило 14,36 млрд штук и выросло на 41,6% год к году. Валовая стоимость заказов – 702 млрд юаней, в доставке заказов занято 5,2+ миллионов курьеров.

Как и некоторые другие технологические компании Китая, Meituan подверглась прессингу и антимонопольным расследованиям. В том же 2021 году компания была оштрафована на 530 миллионов долларов по делу о доминировании на рынке услуг доставки, а основателя компании вызывали в правительство и просили “не привлекать к себе избыточного внимания”.

Meituan – это типичная платформа O2O (online-to-offline), объединяющая покупателей и продавцов в единую систему электронной коммерции. По разным оценкам, она имеет до 4,5 миллионов деловых партнёров, сеть охватывает почти всю страну.

Но есть и другая сторона «медали» – пока Meituan показывал быстрые темпы роста бизнеса, он долгое время не являлся прибыльным. Чтобы удержать долю рынка, компания тратила огромные деньги на рекламу и поддержание лояльности пользователей (например, с помощью купонов на скидку), в уже неоднократно упомянутый 2021 год расходы на рекламу и маркетинг выросли на 46%.

Параллельно, в этот же знаковый для компании год она инвестировала в такое направление, как доставка дронами. В июне 2021 года дроны Meituan прошли уже более 200 000 летных испытаний и доставили более 2 500 заказов. Испытательной площадкой стал город-технологический кластер — Шэньчжэнь. Meituan завершила предварительные этапы разработки своих беспилотных летательных аппаратов и систем диспетчеризации, при этом более 90% основных систем и компонентов были разработаны собственными силами. В настоящее время компания ведет испытания в черте городской застройки, проверяя сценарии доставки в специальные станции в жилых районах, а также непосредственно в дома, торговые центры и офисные здания.

В первом квартале 2023 года общие операционные доходы Meituan составили 58,6 млрд юаней, увеличившись на 26,7 % в годовом исчислении; операционная прибыль компании составила 3,59 млрд юаней (509 миллионов долларов США), что наконец позволило ей избавиться от убыточности. В декабре 2024 года группа Meituan вышла на зарубежный рынок: её дочерняя компания Keeta Drone запустила службу доставки дронами в Дубае.

Ele.me существует на рынке с 2008 года и входит в Alibaba Group. Дословный перевод названия приложения «Проголодались?» идеально сочетается с китайской ментальностью – китайцы очень поддерживают культ еды и даже начинают любые разговоры с фразы «Ты поел?».

После приобретения Baidu Waimai в 2019 году Ele.me захватила более 50% доли рынка доставки еды в Китае, но впоследствии потеряла часть позиций из-за натиска основного конкурента.

Ele.me стремится создать надежную и пунктуальную службу доставки на дом, благодаря технологическим инновациям стимулирует цифровизацию рынка местных услуг, постоянно улучшает гарантию городского обслуживания и опыт электронной коммерции по запросу для потребителей. Постоянное стремление к продуктивности долгое время было золотым стандартом работы для сотрудников Ele.me, но ситуация имела и обратную сторону — на тяжелые условия труда доставщиков не обращали внимания. В сентябре 2020 года одно из китайских новостных изданий опубликовало разоблачительную статью о компании: в ней было сказано, что Ele.me использует несовершенные алгоритмы отслеживания курьеров и наказывает работников за задержку доставок. Также сообщалось, что компания поощряет нарушение правил дорожного движения во время выполнения заказов.

Ситуация сильно ударила по бизнесу компании, многие отказывались работать с платформой. В ответ на волну критики Ele.me сообщила, что будет лучше защищать своих работников. Компания пообещала просить клиентов быть более терпеливыми во время ожидания заказов.

Ele.me также пыталась использоваться беспилотники «Е7» собственной разработки, заявленными качествами которых была скорость до 65 км/ч, грузоподъемность до 6 кг, расстояние доставки в радиусе 20 км, что соответствует требованиям по коммерческому использованию дронов в Китае. Учитывая, что в Китае люди живут и работают преимущественно в мегаполисах, где развита культура 996 – работы с 09:00 до 21:00 шесть дней в неделю – доставка еды наземным автономным беспилотником сложна и неэффективна, и дроны могли бы решить хотя бы часть проблем. Но в настоящее время открытые эксперименты по управлению дронами не ведутся, хотя в стратегии компании они присутствуют.

В 2024 финансовом году Ele.me зафиксировала существенный рост заказов по сравнению с прошлым годом, в то время как убытки продолжали сокращаться за счет улучшения масштаба и эффективности бизнеса.

Дуополия на рынке доставки в Китае

Десятилетняя конкуренция между Meituan и Ele.me похожа на войну за успех в предпринимательстве, узнаваемость и лояльность у клиентов и звание «трендсеттера» в области цифровых. Обеим компаниям приходится постоянно быть в тонусе и работать на технологическое опережение.

Большая популярность доставки еды в Китае, чем на Западе, вызвана не только менталитетом, но и экономической составляющей. В целом затраты на доставку в Китае ниже, чем в США, на 10–20%. При этом интенсивная конкуренция на китайском рынке доставки дает клиентам возможность выбирать из большого количество акций и купонов на обеих площадках, что, в свою очередь, стимулирует ценовые войны между двумя крупнейшими конкурентами.

Кстати, чтобы занять доминирующее положение, Meituan “сжигает” огромные суммы наличных денег, активно инвестируя в развитие новых направлений.

Также в 2023 году продолжались судебные разбирательства между компаниями о нарушении патентных прав на использование автоматизированных камер хранения (smart lockers), которые приобрели огромную популярность на фоне бума электронной коммерции, вызванного пандемией – они позволяют оставлять заказанные продукты без контакта с курьером. Обе конкурирующие компании стремились привлечь внимание потребителей технологическими новшествами, оснащая свои устройства приспособлениями для поддержания требуемой температуры пищи и источниками ультрафиолета, оказывающего дезинфицирующее действие.

Тем не менее, владение лидирующими сервисами доставки дает Alibaba и Tencent ценный доступ к обширной базе пользователей с возможностью отслеживать покупательскую способность, пищевые привычки и платежные профили – это огромное поле для исследований, которые помогут привести покупателей на другие сервисы компаний.

Наконец, интересный факт

В 2017 году при поддержке и руководстве Пекинской администрации по контролю за продуктами и лекарствами Ele.me, Meituan Dianping, Baidu Takeaway и Daojia основали добровольный профсоюз.

Немного ранее Meituan и Ele.me сообщили, что не будут обязывать курьеров регистрироваться в качестве независимых подрядчиков. Ранее критиковалась существующая система найма компаний, принуждающая работников регистрироваться в качестве подрядчиков. Это существенно упрощает работу компании, лишая при этом рабочих многих прав и привилегий, положенных по трудовому кодексу страны.

Назад к новостям »