Для digital-трансформации нужны платформы взаимного обмена решениями

Эксперты считают, что ритейл становится технологической сферой. Технологии в отрасли уверенно выходят на первое место. Не секрет, что компании мирового уровня уже сегодня решают задачи эффективности бизнес-процессов, делая ставку именно на IТ-инструменты. Переходный период, в котором сегодня находится вся отрасль, также вынуждает ритейлеров решать вызовы новых бизнес-задач с помощью диджитализации. Сегодня мы поговорим о том, какие IT-тренды будут главными в ближайшее время и насколько важна взаимная интеграция в цифровой трансформации ритейла, с Ириной Ратиной, Исполнительным директором компании «Digital Академия».

⠀ ⠀

— Какие основные IT-подходы, стратегии, знаковые внедрения характеризуют сегодня российских ритейлеров как лидеров цифровой трансформации?

⠀ ⠀

— Интересно, что ваш вопрос является прекрасным примером того, как воспринимается сегодня диджитализация бизнеса. Многие по-прежнему рассматривают digital-трансформацию как гонку стратегий, внедрений и технологий.

Наверное, в этом есть некоторая вина профессионалов «обоих фронтов» — поставщиков и потребителей IT-отрасли, которые много лет приучали своих клиентов и свои компании к тому, что внедрение IT-решения должно принести конкурентное преимущество, иначе оно попросту необоснованно. Конечно, у истоков такого подхода стояли и финансовые причины — серьезные IT-решения стоили и стоят серьезных денег, и объективная конкуренция в бизнесе. Но сейчас подход, основанный на конкуренции, мешает понять идею, лежащую в основе успешного перехода к цифровой экосистеме.

Ни одно частное, как вы говорите, «знаковое», внедрение, никакие локальные стратегии и подходы не могут сделать бизнес цифровым. В digital-трансформацию можно прийти только всем вместе — всем участникам цепочки формирования бизнес-ценности. Для этого на рынке должны появиться платформенные решения, объединяющие компании и создающие ценности взаимного обмена решениями и технологиями. Ключевое слово тут — взаимного.

А чтобы создавать что-то вместе, нужно в первую очередь отказаться от идеи постоянной конкуренции, нужно научиться видеть ресурсы, которые можно освоить только совместными усилиями.

⠀ ⠀

— Значит ли это, что российские ритейлеры не сделали еще реальных шагов к цифровой трансформации?

⠀ ⠀

— Я бы так не говорила. В компаниях, серьезно интересующихся цифровой трансформацией, идут сейчас важнейшие базовые процессы. Задачи построения цифровых платформ заставили людей задуматься о преодолении дезинтеграции — между бизнес- и IT-подразделениями, между покупателем и продавцом, между ритейлером и поставщиком…

Я думаю, что на данный момент осознание идей цифрового бизнеса не менее важно, чем демонстрация конкретных внедренных решений коллегам по рынку с лозунгом «Мы становимся цифровыми лидерами!».

Очевидно, что цифровой бизнес нужно, в некотором плане, изобретать заново. Создавать модель, создавать новую ценность взаимодействия компании с внешней средой и новые ценности для команд. Попытка просто «оцифровать» имеющиеся процессы — это временное решение, компромисс между устоявшимися и привычными формами мышления и вызовами новых бизнес-задач. Мы находимся в мощном переходном периоде и действуем в первую очередь исходя из этого.

Приведу простой и понятный пример. Если вы когда-нибудь интересовались технологиями городов будущего, вы наверняка знаете, что города будущего нельзя перепроектировать на базе, условно говоря, городов прошлого. Их надо строить заново, с нуля! Экосистема сразу должна быть целостной, интегрированной, самодостаточной и автономной — иначе она просто не сможет выполнять свои функции. Вдумайтесь в это! Если города будущего — абсолютно материальные конструкты — невозможно создать «переходными» методами, что нам дает такую уверенность, что мы можем поменять бизнес-модели в несколько приемов от аналоговых до цифровых? Можно ли перепрыгнуть пропасть несколькими прыжками?

Поэтому мне нравятся те экспериментальные процессы, которые идут в некоторых наших компаниях. Создаются лаборатории решений, усиливается сервисный подход, подразумевающий возрастание ответственности команд, к бизнесу, дифференцируется специализация внутри IT-функции, а самое главное — формируется экосистема нового взаимодействия людей из разных подразделений друг с другом. Хотя, по-моему, последний пункт дается тяжелее всего — люди не любят меняться практически. Им больше нравится, когда все как-то само по себе меняется вокруг них. От диджитализации бизнеса многие, кажется, ждут того же: мир вокруг изменится для моего удобства, но у меня лично все будет по-прежнему. Из-за этого отрасль проходит этап конфликтов бизнеса и IT-подразделений, мы наблюдаем его во многих крупных компаниях.

⠀ ⠀

— Есть ли у вас понимание, когда экосистема бизнеса станет цифровой?

⠀ ⠀

— Думаю, мы пройдем несколько этапов. Сначала мы увидим ритейлеров, которые будут готовы на базе своих IT-решений предоставлять не только внутренние сервисы — своим бизнес-пользователям, — но и сервисы другим компаниям на рынке. Это высвободит огромное количество ресурсов. Задумайтесь: сейчас каждая розничная компания внедряет набор недешевых решений, тем не менее, типичных для отрасли. Все эти решения надо закупить, лицензировать, внедрить, обслуживать и обновлять. Если будет возможность пользоваться общей платформой, широким набором алгоритмов как сервисами — какие возможности это даст отрасли!
Затем создадут платформы сервисов, на которых можно будет в бесшовном режиме «набрать» себе бизнес-функциональность, возможно, поддерживаемую несколькими поставщиками, разными вендорами, разными группами разработчиков.

Затем это все консьюмеризируется так же, как сейчас консьюмеризировано подключение сложной техники. Я уверена, что мы доживем до мощных IT-экосистем на рынке. И я также уверена, что владельцем экосистемы не может быть одна компания, пусть даже самая крупная. Технологии перестали быть элитарными, у всех есть к ним доступ, все могут внести свой вклад в создание digital-платформ.

⠀ ⠀

— Как помочь рынку двигаться в сторону digital?

⠀ ⠀

— Никто извне не может цифровизировать ритейл, решение о digital-развитии каждая компания принимает сама. Важная задача — создавать площадки для профессионального обмена опытом и объединения экспертов, преодолевать дезинтеграцию рынка, формировать экспертную среду. Реализации этой задачи способствуют и регулярно проводимые нами мероприятия для функциональных специалистов (из HR, IT, e-commerce отделов, маркетинга и т.д.), и наш проект «День открытых технологий», в рамках которого мы знакомим ритейлеров с компаниями их же отрасли, которые у себя уже создали готовые сервисные платформы и все условия для оказания внешних сервисов и перехода к общей цифровой экосистеме. Мы последовательно, шаг за шагом, обеспечиваем интеграцию отрасли как базу для формирования новых, характеризующихся взаимной заинтересованностью и ответственностью отношений между участниками рынка. Мы предоставляем не цифровую, а, скажем так, «человеческую» платформу для созидания изменений. Это не менее важный процесс.

⠀ ⠀

— Какие IT-тренды будут иметь особое значение в ближайшее время?

⠀ ⠀

— Во-первых, существует сильнейший тренд на собственную разработку. Он, видимо, сохранится надолго, тем более что не противоречит долгосрочному тренду на переход к экосистеме платформ.

Также, конечно, нельзя игнорировать тренд дифференциации как профессии. Благодаря ему складывается повышенный интерес к таким, например, областям, как управление данными. Это тоже долгосрочный тренд, так как digital-экономике интересны новые подходы к анализу данных и возможности, которые такие подходы открывают.

Возрастающим трендом я считаю кибербезопасность. И хочу заметить, что все эти тренды не противоречат, а усиливают долгосрочный тренд цифровизации.

Если же вы имели в виду под трендами те решения, которые ритейлеры будут выбирать и внедрять в ближайшее время для оптимизации своего бизнеса, — тут мало что изменилось, компании действуют в интересах текущей модели бизнеса, шлифуя core-процессы.

⠀ ⠀

— Насколько глубоко и активно российские ритейлеры осваивают актуальные концепции и инструменты, такие как big data, IoT, блокчейн, искусственный интеллект, роботизированные системы? Интегрированы ли эти инструменты в системы управления компаний?

⠀ ⠀

— Концепции и инструменты — это по определению разные вещи, отсюда и следует проблема очень условной актуальности многих больших идей для реального бизнеса.

Во-первых, каким-то из названных вами концепций уже много лет, и есть смысл задуматься, почему же они до сих пор не перешли в область полноценного использования. Например, тот же IoT — никто же не сомневается, что в идее интернета вещей лежит очень сильный потенциал, но почему-то решения на его основе все больше локальные и, как бы это правильно сказать, производственные. Почему? Потому что для интернета вещей нужна инфраструктура, которую неправильно и даже невозможно создавать силами поставщиков отдельных решений.

Во-вторых, некоторые концепции не перешли в область конкретных решений — и не факт, что перейдут. Тот же блокчейн, по-моему, для ритейла интересен скорее как бизнес-модель, чем как идея об IT-решениях на его основе. Я неоднократно обсуждала с IT-профессионалами, как они видят IT-решения на основе блокчейна для розничного бизнеса, — и ни разу не получила ни одной конкретной идеи. У ритейла слишком материальный конечный продукт, думаю, в этом проблема.

Блокчейн-схему можно реализовать в рамках цифровых сервисных платформ, о которых я говорила ранее, в рамках бизнес-модели компании, но пока непонятно, как реализовать ее в конкретном IT-решении для розницы.

И в-третьих, некоторые из названных вами инструментов уже неплохо развиты. Решений на основе big data, искусственного интеллекта и роботизированных систем довольно много, и ритейл их использует — как продукты, как сервисы, как тестируемые концепции, как надстройку к существующим системам. Идея состоит лишь в том, что у этих решений нет самоценности, их потенциал раскрывается в интегративном подходе. Например, использование больших данных дает максимальный эффект, когда они становятся предметом анализа методами искусственного интеллекта. К счастью, это прекрасно понимают и производители IT-решений, и клиенты, и мы видим качественную синергию в новых проектах на рынке.

Резюмируя свой ответ, хочу сказать, что актуальный инструмент — это то, что можно взять и применить к текущим процессам бизнеса, желательно — получая от этого конкретные выгоды. И концепция становится актуальной для бизнеса, когда может предложить практические решения, не только идеи. Кстати, эту тему мы обсудим на IT-секции Недели российского ритейла более подробно.

⠀ ⠀

— Какие новые интересные стартапы внедрялись за прошедший год в розничных компаниях?

⠀ ⠀

— Я уже не успеваю отслеживать многочисленные идеи, которые несут рынку стартапы, но по-прежнему не вижу большого количества прорывных для сетей внедрений. Вариантов несколько: или ритейлеры скрывают наработки в этой сфере, или стартапы еще не научились работать с бизнесом на равных.

⠀ ⠀

— В какие IT-технологии и решения ритейлеры готовы инвестировать, каковы основные критерии при выборе программных продуктов?

⠀ ⠀

— Послушайте, мир меняется. Выбор программных продуктов стал ординарной процедурой в компаниях, это уже не рассматривается как инвестиция, вопрос в том, что если нам что-то критически нужно для бизнеса и можно это быстро получить за адекватные деньги — мы это берем с полным пониманием, что, может быть, через несколько лет или даже месяцев нам понадобится что-то другое. Инвестиции — это история про компании, «построенные навечно». Сейчас никто не верит в то, что что-то можно построить навечно, все меняется очень динамично. И критерий стал одним-единственным — скорость изменений. А дальше все действуют исходя из собственных конкретных нужд. Для переходного периода это адекватный принцип работы.

⠀ ⠀

— Что даст ритейлерам и IT-компаниям создание цифровых экосистем?

⠀ ⠀

— Самое главное, к чему мы придем, — это интеграция. Мы все станем звеньями одной цепи, будем создавать общую ценность, легко делиться опытом и наработками. Это очень сильная идея, и я хотела бы увидеть ее реализацию на практике.

Назад к новостям »