Новости

Экспертный материал. Как определить нужное количество складов для торговой сети? Рассказывает Корус Консалтинг

Что выгоднее для бизнеса сегодня — строить собственные склады, арендовать или пользоваться услугами 3PL- операторов? Каждая компания решает вопрос в зависимости от своих задач, возможностей и целей. Прежде всего надо определить, сколько должно быть складских объектов, чтобы выдержать обещание клиенту и при этом иметь минимальные расходы на цепочки поставок. Об этом рассказывает Иван Глушаков, эксперт команды Supply Chain Design «КОРУС Консалтинг».

1 шаг — рассчитываем минимальное количество складов для бизнеса

Логистическая инфраструктура напрямую зависит от вашего обещания клиенту (Customer Value Proposition, CVP) — определенных требований к сервису, например, время исполнения заказа и формат доставки. Именно оно драйвит развитие цепочек поставок и диктует условия для реализации последней мили.

Минимальное количество складов любой торговой сети рассчитывается из учета времени на комплектацию заказа и времени доставки относительно возможных конечных локаций. При этом оно должно соответствовать обещанию клиентам. Например, для доставки 95% клиентов в течение двух недель по всей территории России вам понадобится всего 1 склад, для доставки через день — уже 6 складов, для доставки день в день — 27 складов. Если вы заявляете вашей целевой аудитории, что готовы привезти товар в течение получаса после заказа, потребуются десятки тысяч объектов.

Такие расчеты рекомендуется делать системно, используя специальное программное обеспечение. Система поможет учитывать каннибализм всех точек и позволит избежать открытия «лишних» объектов.

2 шаг — определяем зависимость уровня общих затрат от количества складов

Например, компания поняла — чтобы соответствовать обещанию клиента, ей нужно 5 складов. Но оптимально ли это с учетом затрат на транспорт, который будет использоваться для перевозки товара? Или лучше открыть еще один объект, чтобы плечо доставки и, соответственно, затраты стали меньше? Теперь бизнес начинает поиски оптимума — когда увеличение затрат на содержание дополнительного склада станет сопоставимы с «выигрышем» по сокращению затрат на транспорт.

Увеличение числа складов может привести к повышению или понижению совокупной стоимости цепочек поставок. В случае сокращения стоимости встает задача поиска баланса транспортных и складских затрат. В случае повышения — очевидно, что открывать еще больше объектов бессмысленно.

Считаем уровень транспортных затрат от количества складов

При росте числа складов повышаются постоянные складские затраты и падают транспортные, так как сокращается средневзвешенное транспортное плечо или последнее плечо (последняя миля), возить товар со склада становится дешевле.

В то же время у транспортных затрат есть фиксированная часть, которая не зависит от километража и связана со стоимостью использования конкретного транспортного средства. Например, при заказе 20-тонного автомобиля вы не сможете заплатить за него меньше 6000 рублей, даже если вам надо просто перевезти груз на другую сторону улицы. Поскольку мы никак не можем повлиять на эту часть транспортных затрат, нет смысла учитывать ее при определении количества складов.

Другой фактор стоимости последнего плеча связан со временем в пути. Он зависит от распределения спроса в пространстве. Для большинства индустрий этот параметр различается, но не будет ошибкой связать его с распределением плотности населения на конкретной географии.

Посчитать этот параметр вам поможет внутренняя команда экспертов, отвечающая за транспортные расходы, или специализированное математическое решение.

Ищем зависимость уровня складских затрат от количества складов

Чем больше размер склада, тем больше затраты, не зависящие от величины товаропотока, который через него проходит.

Общий объем товарооборота определяет минимальную площадь склада, который необходим для обработки и хранения товара. Часть площадей, которая будет появляться сверх этой минимальной площади по мере роста количества складов — это контрбаланс сокращения транспортных затрат за счет уменьшения транспортных плеч.

На всех складах есть переменные и фиксированные площади — первые обслуживают товарооборот, вторые — административные, технические и прочие зоны. Количество фиксированных зон определяется спецификой бизнеса. Например, если компания использует электрические погрузчики, то необходимо помещение для их зарядки и ремонта. К такому же типу помещений можно отнести, кабинеты контроля качества, утилизации картона, хранения поддонов и т. д. Это количество драйвит излишние затраты на склад. Очевидно, чем больше складов, тем больше и фиксированных зон. Важно определить размер этих площадей.

Нужно учитывать, что при увеличении количества складов затраты на них растут ступенчато, при этом «ступени» равны дополнительным затратам на один склад. Удельные затраты на склад начнут подниматься быстрее в тот момент, когда утилизация складов по хранению будет падать.

3 шаг — вычисляем необходимое количество складов

Определив все описанные параметры, мы можем рассчитать оптимальное количество складов для торговой сети.

Оно возможно, когда уменьшение транспортных затрат при открытии нового склада будет уравновешенно фиксированной ступенькой роста складских затрат. Точка оптимума наступит, когда «выигрыш» за счет плеча доставки и «проигрыш» от затрат на фиксированные складские площади сравняются.

Например, одна из крупнейших российских торговых сетей вычислила все описанные характеристики и увидела, что целевое количество складов для их бизнеса равняется девяти, тогда как в тот момент у компании их было шесть. Эти данные дали ритейлеру большой потенциал оптимизации.

Определение оптимального количества складов — это первый шаг к системному стратегическому планированию цепочек поставок. Оно помогает компании видеть горизонт развития и направления оптимизации, чтобы сделать свой бизнес еще более прибыльным и конкурентоспособным. Локации новых объектов, их характеристики и инвестиции в их открытие должны определяться командой экспертов с использованием специализированных инструментов.

Как создать эффективную стратегию развития цепочек поставок с помощью математического моделирования, 14 апреля расскажет на форуме Retail TECH0−2022 Дмитрий Красилов, руководитель команды Supply Chain Design «КОРУС Консалтинг».