Новости

ESG в ритейле: хайп или стратегия будущего?

В 2021 году Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало ESG-рэнкинг российских ритейлеров. В пятерке лидеров «Магнит», «Икс 5 Финанс», «Детский мир», «М.Видео"и «Почта России». Об отношении ритейлеров к ESG, сложностях и финансовых перспективах нового подхода рассказывает один из создателей рэнкинга Виктор Четвериков, управляющим директором по проектам развития НРА, и Надежда Галактионова, руководитель управления по устойчивому развития бизнеса розничной сети «Магнит».


— Виктор, в прошлом году Национальное рейтинговое агентство выпустило ESG-рэнкинг российских розничных компаний. На основании каких показателей он сформирован?

Виктор Четвериков: На основании данных, которые раскрывают публичные компании. Нас интересовало все, что имеет отношение к воздействию на окружающую среду, социальному аспекту и корпоративному управлению. Мы оценивали устойчивость поставок, соблюдение принципов ответственного потребления и все, что связано с логистикой: снижение выбросов при транспортировке товаров и так далее. Таким образом было сформулировано 68 показателей.

— Надежда, первое место в рэнкинге занимает торговая сеть «Магнит». Расскажите, как давно вы начали заниматься устойчивым развитием?

Надежда Галактионова: Стратегию устойчивого развития «Ритейл со смыслом» мы опубликовали в 2020 году. В документе мы выделили пять направлений: защита окружающей среды, ответственная цепочка поставок, забота о сотрудниках, развитие местных сообществ, а также здоровье и здоровый образ жизни. По каждому направлению определены качественные и количественные цели, которых мы планируем достичь к концу 2025 года.

— Вы назвали несколько направлений, в которых вы работаете, чтобы соответствовать стандартам ESG. В 2017 году «Магнит» внедрил на своих торговых точках онлайн-инкассацию и установил АДМ. Эта технология позволяет снижать углеводородные выбросы, сокращать потребление пластика и бумаги. Как онлайн-инкассация отражается на устойчивом развитии ритейлеров?

Надежда Галактионова: Основная цель онлайн-инкассации — оптимизация бизнес-процессов и сокращение затрат. Но одновременно эта технология работает и на соответствие компании принципам ESG. Благодаря онлайн-инкассации компания действительно серьезно снижает расход бумаги и сокращает потребление пластика — ведь одноразовые мешки для инкассации больше не нужны, а уменьшение автомобильного трафика за счет отказа от ежедневного заезда инкассаторов приводит к снижению выброса СО2.

Виктор Четвериков: Когда компания внедряет инновации, например, такие как онлайн-инкассация, и они позволяют сокращать расход бумаги, потребление пластика, выбросы CO2, это положительно сказывается на ее места в рэнкинге. Мы планируем перейти от рэнкинга к рейтингу, при составлении которого будем учитывать не только данные публичной отчетности, но и внутренние документы компании. И тогда такие факты будут иметь еще большее значение.

— Какую выгоду получает ритейлер от внедрения политики устойчивого развития?

Надежда Галактионова: Если говорить об операционной выгоде, то я бы отметила активное развитие темы «зеленого финансирования» — этим уже начали заниматься многие крупные банки, и в ближайшее время на рынке появится множество программ финансовой поддержки экопроектов.

ESG способствует системной устойчивости компании. Существует внешняя среда и ожидания регулятора, которые нельзя игнорировать. И для компании важно соответствовать ожиданиям инвесторов, а они являются одним из главных драйверов развития ESG.

— Что можно посоветовать ритейлерам, которые планируют внедрять стандарты ESG?

Надежда Галактионова: Важно не думать лозунгами, а сосредоточиться на цифрах, аналитике, бизнес-процессах, конкретных измеряемых ключевых показателях эффективности. Необходимо обучение людей, их вовлечение в работу по устойчивому развитию, партнерство. Есть хорошее выражение: «Если хочешь идти далеко, то иди вместе, а если хочешь идти быстро, то иди один». Только вместе, изменившись, мы достигнем успеха.