Новости

Кейсы партнеров. Эволюция управления мерчандайзингом

О том, как сегодня развивается мерчандайзинг в розничных сетях, рассказывает Ирина Ткачук, руководитель отдела методологии и экспертизы решений «МД Аудит».

Важность выкладки очевидна любому ритейлеру. Именно поэтому сотрудники магазинов тратят немало времени на правильную расстановку товаров на полках, а затем на составление фотоотчетов. Но то, как делаются и проверяются фотоотчеты, часто похоже на «позавчерашний день» — огромное количество рутинной, непродуктивной и дорогой ручной работы.

Продолжая заниматься «стихийным» мерчандайзингом, используя устаревшие методы и инструменты, компания рискует не только потерять прибыль, лояльность покупателей, но и отстать от конкурентов, которые уже перешли на следующую ступень эволюции в организации этого процесса.

Рассмотрим эволюцию системы управления мерчандайзингом на примере самой видимой для покупателя части процесса — контроля товарной выкладки.

Первая ступень эволюции. Проверяющий лично приезжает на торговый объект и проверяет соответствие фактической выкладки планограммам.

Вторая ступень эволюции. Полка фотографируется сотрудником магазина, проверяющий удаленно оценивает качество исполнения планограмм по фотографии. Передача информации и коммуникация выполняются с помощью дополнительных сервисов: облачные хранилища (Яндекс.Диск, Google Drive), FTP, мессенджеры.

Третья ступень эволюции. Полка фотографируется сотрудником магазина, проверяющий удаленно оценивает качество по фотографии, но передача информации и коммуникация выполняются в единой специализированной системе (например, MD Audit).

Четвертая ступень эволюции. Процесс контроля максимально автоматизируется, человеческое участие минимизируется.

Опишем подробно, как организован процесс контроля товарной выкладки на второй ступени эволюции, и покажем преимущества перехода на третью ступень на примере использования системы MD Audit и специального инструмента «Фотоотчеты».

Сотрудник магазина фотографирует (иногда не вовремя, потому что отвлекся или забыл) товарную выкладку на фотоаппарат или смартфон. Сотрудник магазина переносит фотографии на компьютер, изменяет их размеры до требуемых, пересохраняет в нужном формате, архивирует. Сотрудник магазина загружает фотографии на сетевой диск, FTP, в облачное хранилище или отправляет в мессенджер. Обратите внимание на объем рутинной деятельности, существенно замедляющей общий процесс. На подготовку фотоотчета для крупного магазина таким способом может уйти несколько часов.

В случае использования MD Audit этот этап выполняется в разы быстрее. Сотрудник делает фотографии товарной выкладки с помощью смартфона сразу в приложении MD Audit, и они автоматически загружаются в нужном размере и формате в облачное хранилище. Все — фотоотчет готов. Сотрудник может заниматься другими задачами.

Проверка фотоотчетов проверяющим мерчандайзером тоже упрощается.

В неоптимальном процессе проверяющий выбирает из «общей кучи» фотографии, относящиеся к конкретному магазину, просматривает фотографии, делает текстовый комментарий, возможно, выделяет нарушение во внешнем фоторедакторе и предоставляет обратную связь исполнителю по электронной почте, в мессенджере или по телефону.

Работа проверяющего сильно осложняется отсутствием систематизации большого объема присылаемых фотографий и набора инструментов для предоставления обратной связи в рамках одного окна: внешний фоторедактор, коммуникации в разных каналах.

Хорошо, когда фотографии хранятся на сетевом диске в отдельных папках с указанием названия магазина и даты проведения фотоотчета, а если это диалог в мессенджере, то найти там нужные фотографии бывает весьма сложно. Второй момент — это отсутствие систематизации в процессе обратной связи. Переписка в почте легко может затеряться, диалог в мессенджере — тем более, а если обратная связь была дана по телефону, то про неё можно вовсе забыть.

В системе MD Audit все фотоотчеты хранятся в структурированном каталоге, организована удобная система фильтрации для быстрого поиска нужной информации. Искать фотоотчет можно по названию, проверяемому объекту, дате, ответственному и статусу фотоотчета (новый, просроченный, в работе, закрытый). Если необходимо сформировать претензию к фотоотчету или отдельной фотографии, проверяющий может сразу же в системе открыть встроенный фоторедактор, чтобы выделить нарушение прямо на фотографии.

Основное преимущество в использовании системы MD Audit для контроля работы с презентацией товара заключается в оптимизации временных затрат и нагрузки на персонал. Освободившееся время сотрудники магазина смогут уделять работе с покупателями, что повлечет за собой повышение уровня лояльности и объемов продаж.

Как вы понимаете, на третьей ступени эволюции все равно остается значительный объем ручного труда — проверку и формирование претензий выполняет человек. Но и эту часть можно автоматизировать.

MD Audit — компания-интегратор, готовая предложить комплексные решения, объединяющие продукты компаний-партнеров. Благодаря этому вы можете получить систему, которая:

— фиксирует несоответствие фактической выкладки планограммам, используя технологию распознавания видео с камер наблюдения на базе нейронных сетей

— создает инцидент / задачу на устранение выявленного нарушения

-обеспечивает коммуникацию между исполнителем и проверяющим, отслеживает качество и сроки устранения нарушения

— формирует широкоформатную аналитику по различным показателям процесса

Решения компании MD Audit будут представлены на выставке Retail TECH 2022.