Новости

Сергей Барсуков, Ассоциация корпоративных казначеев: Как ритейлеры решают “монетный вопрос”

Дефицит размена в розничных магазинах в России с каждым годом все обостряется. Причина — монета не возвращается в оборот, оседая в домашних копилках россиян. О возможных вариантах проработки острого монетного вопроса рассказывает руководитель Комитета по НДО Ассоциации корпоративных казначеев Сергей Барсуков.

— Сергей, ритейлеры ожидают, что банки обеспечат их разменной монетой. Однако эта схема сегодня все чаще дает сбои. В чем причина?

Сергей Барсуков: Работа с монетой — трудоемкий многосоставной процесс: требуется очистить монеты от грязи, проверить их подлинность, рассортировать и так далее. Однако конечный потребитель услуги — ритейлер — не готов платить за нее высокую цену. Наращивая прием монет, банк потенциально увеличивает убытки, если не закладывает эти расходы в тарифы на другие клиентские сервисы.

— Всего несколько лет назад монетный вопрос не стоял настолько остро. Что изменилось?

С.Б.: Ранее основными источниками монет были предприятия-доноры из числа транспортных компаний: Метрополитен, РЖД, операторы маршрутных такси и так далее. Именно они брали на себя самую трудоемкую часть работы с монетой. Сейчас транспортные компании активно переходят на онлайн-платежи, и поток монет от предприятий-доноров резко сокращается.

— Каким образом участники рынка могут решить актуальную проблему с нехваткой монет в рознице?

С.Б.: Необходимо создать единую инфраструктуру по сбору монеты у физических лиц. Этот проект может быть реализован с помощью банка, ритейлера или дугого независимого игрока. Банк не готов предоставлять услугу за ее текущую стоимость. Максимум, на что банк готов согласиться — собирать монету для одного-двух крупных розничных клиентов. Однако на системном уровне проблема останется и будет обострятся от года к году.

Второй сценарий — решение вопроса усилиями розничных компаний — успешно показал себя в США и Европе. В России также есть пилотные проекты по установке в магазинах монетоприемных машин.

— Кто платит за сбор монет через монетоприемники?

С.Б.: По действующей бизнес-модели, физическое лицо, сдающее монету, платит за это 14−20% комиссии. И немногие россияне готовы отдать двадцать рублей из ста, чтобы избавиться от мелочи. Именно поэтому эти проекты розничных сетей пока не идут «в масштаб».

— Есть ли варианты сбора монет, при которых физическое лицо, сдающее монету, не платит комиссию?

С.Б.: Некоторые розничные компании устанавливают при входе в магазины терминалы, которые позволяют сдать монету в обмен на сертификат, равный сумме внесенных денег. Воспользоваться таким сертификатом можно при оплате покупок в любом магазине этой сети. Это удобно, но не каждая розничная компания готова нести расходы по установке терминалов.

— Есть ли другие методы решения монетного вопроса в рамках существующих банковских и розничных систем?

С.Б.: Еще один путь решения проблемы заключается в том, чтобы ритейлер не отдавал покупателю сдачу в размере одного, двух и даже пяти рублей в виде монет, а зачислял ее на бонусные карты. И здесь тоже возникает вопрос приемлемости таких затрат самого ритейлера — готов ли он терять до девяти рублей с каждого чека, оплаченного наличными.

— Сергей, что участники рынка могут сделать прямо сейчас для решения проблемы нехватки разменной монеты?

С.Б.: Для решения монетной проблемы необходимо выработать единую стратегию взаимодействия между ритейлером, банком и Центральным банком. Я приглашаю всех заинтересованных участников рынка к диалогу в рамках Комитета НДО Ассоциации корпоративных казначеев.